Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим личность.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д.С.Лихачев).
Постижение народных традиций наиболее успешно происходит в самом юном возрасте, когда мир познается с большим интересом, любопытством и удивлением.
Ребенок всегда чувствует свою связь с родным краем, именно ребенок является той нитью, которая связывает уходящие и будущие поколения.
Особой необходимостью стало создание краеведческого музея (отдела этнографии). Ведь только в музее как нельзя лучше можно познакомиться с предметами крестьянского быта, орудиями труда, одеждой, укладом жизни русского народа.